Антон Шумских - "У меня огромное желание служить нашей чудесной сфере деятельности - спортивным танцам"

Интервью

- Здравствуй Антон, ну, во-первых с возращением на Родину, с какими чувствами вернулись? 

- Здравствуй! Вернулся с чувством любви к России!

- Я часто смотрел в социальных сетях, как вы работали с Еленой (прим. – Елена Шумских – жена Антона, рук-ль и тренер в ТСК "Радуга" г. Новосибирск, 2008-2014гг., тренер ТСК "Олимп" 2014-2016гг.) в Германии, как понимаю у вас там, в основном русскоязычные пары? 

- 70% русскоязычные, а остальные из русских семей, которые по-русски уже не говорят.

 - Что тебе дал «немецкий этап» в карьере в плане тренерского развития? 

- Я использовал эту возможность для развития себя. Желание это возникло у меня ещё в последние годы танцевальной карьеры, когда мы с Юлей Дзензелевской много сами работали, брали семинары, ездили по турнирам России и Сибири, и как-то все стало обыденным и скучным. Как раз в этот момент появилось желание реализовать себя на другом уровне, за пределами России - Европе. И, как способ, чтобы это получилось: после окончания танцевальной карьеры я даже думал о том, что бы танцевать шоу.  Спустя время, когда я уже как 3 года перешёл на тренерскую работу, появилось предложение о работе в Германии. 

- А как вообще это предложение появилось? 

- Получилось достаточно спонтанно. Павел Александрович Вагнер предложил мне поехать работать в Германию. Но я не сразу «зацепился» за эту идею, на то время это осталось на уровне "слов". Потом, я познакомился со своей будущей женой Еленой и предложил ей вместе уехать работать в Германию. Она подхватила это предложение и, началась уже подготовка документов к выезду.

- Расскажи о турнирах в Германии, в чем отличие от наших турниров? 

- Отличие одно – там очень, можно сказать, «домашние» турниры со своей теплой, дружеской атмосферой. Не просто так я говорю именно про атмосферу в первую очередь, потому что, уехав туда в сентябре, я не знал ни слова по-немецки и английски, приходилось чувствовать телом все, что "окружает", "говорит" и "двигается".    "Наши" соревнования  - это, в первую очередь - спорт, со всеми его составляющими: "борьбой, гордостью, амбициями, превосходством и т.п.", то там, если не брать Germany Open Championships и еще пару-тройку турниров, турнир - это атмосфера фестиваля, который дает, в первую очередь, удовольствие всем его участникам, зрителям, тренерам и судьям. Нужно обратить внимание, что, знаменитый турнир в городе Blackpool Великобритании имеет статус именно фестиваля, а это меняет ключ турнира.  

- В чем это проявляется? 

- В желании посещать каждый турнир. Ну, например, организаторы просят вместо оплаты входа на турнир принести от клуба испечённый самостоятельно, родителями торт. Весь буфет на турнире, выпечка или кофе сделаны руками членов клуба-организатора. Надо понимать, что в Германии танцами, как спортом, дети начинают заниматься, в сравнении с Россией, поздно - в 15-17 лет. До этого времени - это скорее хобби и приятное времяпрепровождение. 

- За счет кого пары выступают на турнирах и тренируются? 

- Если о финансовой составляющей, то у многих клубов есть спонсоры, которые помогают во многих вопросах. Перейдя, как мы говорим в спорт, пары имеют возможность "обзавестись" спонсорами для продолжения более серьезной спортивной карьеры. Мне, кстати, этот момент понравился, не в смысле, что просто «денег дают», а сама организация этого процесса, и, что есть возможность выбора поддержки для пары со стороны спонсоров и государства.

- Кстати о сравнениях с Россией, и в частности с Барнаулом, у тебя сейчас какое настроение после поездки к этим сравнениям? 

- "Настройки", а, соответственно и настроение не сравнить с годом ранее . Критика сменилась на уважение и  желание служить нашей чудесной сфере деятельности - спортивным танцам, в России, Сибири, Барнауле. Количество, именно, разного опыта не только в танцах, но и в моей жизни даёт мне такие настроения. Критиковать и, при этом, ничего не предлагать взамен для решения этой ситуации, это одно. В настоящее время, у меня есть желание направить или, хотя бы, помочь направить некоторые моменты в нашем танцевальном спорте, как бы высокопарно это не звучало.  Одни - критикуют, вынуждены терпеть, жалуются на тренера, детей, президента, борются, не соглашаются или просто перестают говорить и делать, другие - начинают делать танцевальный спорт в нашем регионе лучше. Кто на какой стороне - это уже самостоятельный выбор, ведь ничего в нашей жизни не происходит без нашего на то соглашения.

- Когда вы уезжали в Германию, у вас был клуб «Олимп», пары которого перешли впоследствии в «Династию» к Ксении Андреевой, это была, как понимаю ваша договоренность с ней? 

- Да, перед поездкой у меня было несколько педагогов, которым бы я доверил пары ТСК "Олимп".  Ксения охотно согласилась взять наши пары под свое руководство. Причем - я не исключал варианта остаться жить в Европе, и, в независимости от перспектив нашей семьи в Европе, в случае нашего приезда, так же не исключал варианта открытия нового клуба от своего имени. По приезду в Россию Ксения предложила нам сотрудничать.

- ТСК «Династия» уже существовал? 

- Нет, как раз в связи с нашим отъездом и переходом пар к Ксении Андреевой, появилась идея с созданием этого клуба. Так как у нас был уже опыт создания коллектива, мы с удовольствием помогли Ксении создать ТСК «Династию». 

- Ксения Андреева, известна всем как блестящая партнёрша в «латине», и соответственно на тренерском поприще этот крен в «Династии» наблюдался, теперь как понимаю, появился некий баланс? 
- Да. Я хоть и танцевал десять танцев, но, с ходом времени понимаю, что для спортсменов важно и нужно разделение тренеров по программам. Ведь, это и отдельная культура и стиль и манера преподавания и многое другое. Это естественно. Я себя отношу ближе к культуре Европейских танцев, хотя и имею много информации по Латиноамериканской программе.

- Расскажи о своей, наверное лучшей паре - Рубашанове Антоне и Захаровой Елизавете. Это же первая твоя пара в качестве тренера?

- Этот вопрос сразу перевернул во мне много чувств и состояний. Сразу уточню: конкретно в этом составе с парой я не сотрудничаю. Антон с Лизой сосредоточились на латиноамериканской программе танцев. Но Антон, в составе с Абдул Дианой, Гуриной Дашей, Страховой Полиной и Чайка Алиной действительно является одним из первых учеников у меня, как учителя. Так как в настоящее время остался "неизменным" Антон, буду говорить по сути о нем.
Было затрачено и пройдено вместе большое количество часов и уроков с информацией.  Дней и недель для усвоения этого материала, месяцев и лет для оттачивания материала и танцевальной "базы" .

- С какой целью Антон Рубашанов пришел в танцы?

- Могу сказать, что, как и обычно, в нашем спорте бывает: детей приводят родители для того что бы поправить физическое здоровье. Антон не был исключением: серьезные проблемы со зрением и глазами, проблемы с развитием мышц мелкой моторики, слабый тонус в мышцах, отсутствие ощущения пространства и вытекающие отсюда последствия - это данные, с которыми был мальчик в сочетании с  трудолюбием, усердием и, я скажу, опережающим года Антона, здравым мышлением. Что уж говорить, если по дороге на свои первые турниры в "Детях-1, 4 танца" Антоша читал книжку про Древний Египет, сидя на заднем сидении машины, а на уроках мы могли шутить про Красную и Белую армии, Наполеона и т.п. Я скажу, что, когда идёт взаимодействие (от слов взаимное действие) - связь между учеником и учителем становится на уровне чувств и состояний тела. Слова - это настройки, которые я даю исходя из того, что я почувствовал телом. Антон - это тот человек, в котором было и есть зерно того, что хочет развиваться, совершенствоваться, расти как физически так и ментально, познавать новые ощущения, стремиться к новому. Последнее время я говорю, что владею большим количеством знаний, причем из разных сфер, но сколько готов взять для себя ученик - это зависит только от него, хватит ли силы воли у него взять максимум. Сразу скажу: Антон брал по-максимуму.

- Ты ставил перед собой какие то цели, работая с ним?

- Я для себя ставил цель "распаковать" мальчика как личность и танцора и сделать так, что бы Антон как можно дольше был "в танцах", заинтересовать. Но так, как я обладал не большим набором знаний, а только имел танцевальный опыт, я начал изучать книги, причем, читая параллельно три-четыре книги по разным наукам для того, чтобы с разных сторон подойти к решению вопроса. Есть хорошая фраза: "Изучать нужно не танцы - они уже изучены, техника придумана до нас. Изучать нужно ребёнка, то, чем он "дышит" и "живёт". Я и родители Антона не преследовали цель - быстрый спортивный результат, цель была - качество. Спортивный результат - это как само собой разумеющее. А периоды в танцевальной карьере Антона были разные: смена партнёрш, причем более низкого класса мастерства, иногда и совершенно "с нуля" в сравнении с Антоном, а соответственно был риск, что пара "перегорит" к танцам, приходилось во время турниров перенаправлять Антона и партнершу, потому что стресс иногда играет злую штуку. Вокруг пар, с самого начала нашего пути, была команда, которую я создал из мастеров своего дела: помимо меня это - Боровиков Евгений, Таранов Евгений, а последний год и Ксения Андреева. Я рад, что, ни смотря на свою жизнь, которая носит стиль "импровизация" я не остановил развитие Антона, а своими действиями только приумножил и создал мощную "базу", с помощью которой достигаются крупные победы.  Закончу словами Игоря Кондрашова: "Есть учитель-сеятель. Весьма неблагодарный труд. К тому же, не очень заметный и не столь эффективный: учитель-сеятель вскапывает почву, рыхлит ее, удобряет, поливает и сеет. Есть учитель-жнец. Который получает урожай". 

- Так же хочется спросить о твоих учителях, кто «слепил» сначала танцора, а затем тренера Антона Шумских?

- Если говорить про "лепку", то лепил я себя сам, вместе с папой и мамой, которые являются главными действующими лицами для меня. Конечно, направление задавали и настоящие мастера своего дела - учителя танцев. Лариса Леонова в тандеме с Ольгой Денисовой на первом этапе заинтересовали меня этим видом искусства и спорта. Их тёплое отношение и любовь к танцам буквально заразила меня. Я до сих пор поддерживаю связь с Ларисой Михайловной и хожу пить чаек к Ольге Николаевне (ред. улыбается), а на своих уроках использую упражнения, которые сам когда-то делал под их руководством. Все таки Денисова О.Н. со своим мужем - стоят в числе первооткрывателей бальных танцев в России. Глубокое понимание танца несколько лет назад я взял именно у нее.

Далее был период работы с Вагнером Павлом Александровичем, который показал мне, что такое открытый класс, с которым мы могли в пятницу сделать вариации, а в субботу на турнире я уже стоял на пьедестале. Павел Александрович дал мне возможность получать опыт работы с детьми, за что благодарность за его тёплое отношение и веру в меня. Весьма сумбурное было время, но послевкусие отпечаталось во мне. Наверное, ученики будут сейчас в шоке, но тренером, который повлиял на мой спортивный результат была - Ксюша Захарова (сейчас Андреева). Да, этот тренер дал понять, что за один променатный бег в самбе я могу с партнёршей пробежать длинную линию в СК "Горизонт" (ред. смеется). На самом деле много технических моментов я узнал от Ксюши, за что ее благодарю.

Женя Таранов - это учитель, с которым я вышел на качественно новый виток моей танцевальной карьеры, тогда я сделал скачок как в исполнении танца, так и в методике преподавания и знаний. Сейчас мы - друзья, очень благодарен ему, за возможность сотрудничества. По истине Женя Таранов - учитель от бога.

Рома Манжосов - учитель, у которого я открыл ещё 20 граней самого себя в танце и преподавании. Ведь всем, кто взаимодействовал с ним - знаком его творческий, нетрадиционный подход к танцу и жизни, его умение работать "здесь и сейчас" именно он открыл для меня Игоря Кондрашова, Ольгу Басенкову, Макса Кожевникова, профессора по спортивным танцам Рууда Вермей и Максимилиана Винкенхулса, Сергея Милиция, Николая Вороновича, Викторию Франову  и многих других мировых топ-учителей. Именно Роман дал мне понять, что каждый ребенок индивидуален и не сравним с другим, нужно открывать именно его, а не делать подобие и копию себя, как это часто, к сожалению,  бывает в нашем спорте.

Ну и, человек, друг, мастер, учитель, сен-сей,  который смог в моем сознательном возрасте утрамбовать и обобщить всю информацию, которую я получил до него, а так же дал мне новое вдохновение и виток развития, в первую очередь, как танцора, а потом и как учителя - Боровиков Евгений. У каждой пары на разном этапе пути становления появляется или есть  ментальный учитель. "Мы постоим, молча поговорим и все так понятно сразу становится" - это про нас. Он - "гуру" танца.

Благодарность всем моим учителям и тренерам, которые были на разных этапах моей жизни и с которыми мы сейчас идем вместе. Все они повлияли на мою спортивную карьеру и карьеру учителя.

-Спасибо, Антон!